Государственный Русский музей был учрежден в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года, став первым в России государственным музеем русского изобразительного искусства. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
Первоначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в этот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.
Нынешний Русский музей — это музей нового типа. Созданный музейный комплекс является не только красивейшим архитектурным ансамблем, но и местом активного досуга, культурным центром, решающим образовательные, научно-просветительские и организационные задачи для всех слоев населения, вне зависимости от возраста, образования и социального положения.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.
Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. К музейному комплексу также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и уникальные садово-парковые ансамбли — Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
Русский музей сегодня размещается в зданиях — памятниках архитектуры XVIII-XIX веков, в числе которых Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I. Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.
Михайловский дворец 1819-1825 гг., архитектор К. Росси . Дворец принадлежал младшему сыну императора Павла I великому князю Михаилу Павловичу и его семье. Был выкуплен в казну и передан вновь учрежденному «Русскому музею императора Александра III». Внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея архитектором В. Свиньиным